Есть разные технические способы для изготовления или тюнинга
руля. Рассмотрим матричную технологию работ
по пластилиновой модели. Пластилин широко применяется дизайнерами. Он помогает
быстро создавать и исправлять формы модели. Изготовленная в конечном счёте
матрица может повторно использоваться для тюнинга.
Чем хорош заводской руль? Его центральная часть не требует
переделок. Как правило, водителей не устраивает обод: слишком тонкий или
толстый, большой или маленький, с неудобными приливами или наоборот их не хватает.
Кроме того, при переделке центральной части может нарушиться настройка подушки
безопасности. Поэтому тюнинг коснётся части спиц и обода.
За основу лучше взять дизайн существующего руля, который
более близко соответствует нашим пожеланиям, и переснять его на лист бумаги. Не
обязательно в натуральную величину. Где надо – подкорректировать форму, размеры,
предусмотреть вставки и т.д.
- Переделку начинаем с осмотра обода. Если он обтянут кожей – смело её снимаем. Под ней будет резиновая основа. Не обязательно срезать всю резину, оставляя один каркас. Самостоятельно воссоздать такое покрытие не получится. Если хотим подкорректировать форму обода, сделать его более угловатым в некоторых местах, просто обрезаем лишние части резины.
- На подкорректированный обод наносим пластилин. Задача – подобрать оптимальную толщину обода, где-то сделать эргономичные наплывы или выемки под пальцы. Пластилин позволяет не теоретически, а наощупь прикинуть, удобен ли будет хват. Если планируется сделать вставки, их предполагаемые размеры гвоздиком вычерчиваются на пластилине. То есть визуально определяем их пропорции, насколько гармонично будут смотреться, не помешают ли хвату рук.
- Разобравшись с макетом, переходим к мукам выбора. Можно попытаться до блеска отполировать поверхность пластилина для получения гладкой поверхности будущего обода. Или оставить неровности и шероховатости, которые на готовом ободе можно зашпаклевать. Для примера выберем второй вариант.
- Чтобы руль получился симметричным, моделируем одну половину руля. Подгоняем все размеры. На пластилине прочерчиваем линии будущих щелей, которые понадобятся для заделки кожи или другого материала. А заострёнными рёбрами намечаем переломы пластики формы.
- Для переноса размеров на вторую половину с первой снимаем шаблон из плотного картона (он подкладывается под руль). Так мы точно продублируем рёбра формы, линии щелей, контуры обода. Боковую толщину с лева и справа руля удобно сравнивать штангенциркулем.
- Шаблоны нужны также для изготовления опалубки. Плотный картон-опалубка кладётся под руль. Размеры картонки - с запасом в несколько сантиметров от контуров обода. Её можно обрезать придав округлую форму. Картонную пластину опалубки удобно зафиксировать с обратной стороны кусочками пластилина. Чтобы картон не слипся со стеклопластиком, его намазывают воском. Или прикрывают монтажным скотчем.
- Матрицу можно сделать из стеклопластика. Этот материал позволяет создавать различные формы. В жидком состоянии он обволакивает все полости, а затвердев, остаётся достаточно прочным для обработки и использования. Также можно применять матричные смолы и гелькоуты, но они дороговаты. Дешевле в качестве загустителя добавить в жидкий стеклопластик стеклянную пудру – аэросил. Данной консистенции хватает для выравнивания шероховатостей, качественном заполнении острых углов.
- В качестве армирующего материала подходит стекломат марок 150 или 300. Им перед покрытием стеклопластика оборачивают в пару слоёв обод руля и спицы. Особенно он важен на поверхностях сложной формы (наплывы, выемки, грани).
- На лицевую сторону обода накладывается слой стекломата-600. Перед этим зачищается предыдущий слой стеклопластика (подойдёт наждачка). Попеременно накладывая слои армирующего материала и стеклопластика получается прочное покрытие матрицы. Один слой стекломата-300 или два слоя стекломата-600 увеличивают толщину матрицы на 2-2,5 мм. Полностью склеенную матрицу сушат сутки.
- Высохшую матрицу обрабатывают, так как остаются торчащие остекленевшие волоски. Кромку матрицы подрезаем, оставив фланец 2,5-3 см. В сантиметре от края модели на фланце сверлим монтажные отверстия под размер саморезов. Всё, матрицу можно снимать с обода руля.
- Острым ножом фланцы разъединяем по контуру. У нас получились две половинки матрицы с пустотой внутри, имеющую форму обода руля и части спиц. Удаляем пластилин. Промываем керосином, ещё раз фланцы обрабатываем наждачкой, подчищаем мелкие дефекты. У нас на руках – готовая форма для литья тюнингованного руля.
- Кладём одну половину матрицы пустотой вверх и прикладываем подготовленный руль. Если где-то резина не даёт рулю опуститься в центр матрицы, то резину подрезаем. Стараемся пространство между поверхностью матрицы и ободом оставлять по минимуму. В качестве наполнителя используем стекломат. Накладываем сверху вторую полуформу.
- Приступаем к склейке полуформ. Склеиваемые детали вставляем в матрицу. В собранном состоянии она их прижимает, совмещая с ободом. В качестве склеивающего материала применим смесь стекловолокна, аэросила и полиэфирной смолы. Этой «кашей» заполняем внутреннее пространство половинок и стягиваем их на ободе. Выдавленный состав вытираем, фиксируем молярным скотчем.
- Через 2 часа полимеризация завершается. Снимаем скотч, очищаем остатки смолы. На вынутой из матрицы детали наждачкой очищаем остатки разделительного слоя (парафин) с застывшего стеклопластика. Поверхность руля готова к финишной обработке.
- Однако тюнинг руля на этом не заканчивается. Его необходимо отделать модными материалами: карбоном, кожей, шпоном, алюминиевыми вставками, покрыть лаком и т.д. Важно, чтобы эти материалы не позволяли вспотевшим ладоням скользить по ободу. Приятный для рук эффект даёт вклеенный под кожаные вставки слой тонкой пористой резины.