В 1929 г Высший совет народного хозяйства СССР и американский автогигант Форд заключили соглашение о предоставлении помощи в налаживании массового технического производства легковых и грузовых автомобилей. Базой для создания продукции должны были послужить американские Форд-А и Форд-АА.
Для
производства автомобилей такого класса необходимо было заложить новые
мощности, которым было бы под силу реализовать такой проект. Им и стал
Нижегородский автомобильный завод им. В. Молотова, основанный в далеком 1932 г. Строительство
предприятия началось 2 мая 1930
г и завершилось в рекордно-короткие сроки - за 18
месяцев.
В
1932 г
с конвейеров автозавода сошли первые продукты - грузовик НАЗ-АА, а в декабре
началась сборка легкового НАЗ-А, с 1933 г эти машины
именуются ГАЗ.
Еще в довоенные годы предприятие ГАЗ стало
занимать ведущее место в советском автопроме. В период с 1932-1938 гг ГАЗ
производил около 69% всей выпускаемой автомобильной продукции страны. Также
автогигантом было освоено производство более 10 модификаций авто. Наконец
компания пришла к разработке собственного первого, исключительно советского
автомобиля, которым стал знаменитый ГАЗ М-1. Этот автомобиль серийно
производился с 1936 по 1943 гг и стал символом своей эпохи, в 1937 г. он даже
экспонировался на выставке в Париже.
Кстати, автомобиль сыграл немаловажную роль и в годы Великой
отечественной войны.
Испытание Великой войной и Золотая эра
ГАЗ
Вообще,
в годы ВОВ, вся работа завода была переориентирована на нужды фронта. ГАЗ
приступил к сборке санитарных машин ГАЗ-55,
полугусеничных авто ГАЗ-60. Производители даже дошли до производства
легких танков, самоходных артиллерийских орудий, боеприпасов и другой
необходимой фронту техники. Всего же за годы войны крупная продукция ГАЗ
различного характера достигла цифры в 450 тысяч единиц.
После
войны предприятие ГАЗ вновь
переориентировалось на мирные рельсы производства, в частности, компания
приступила к разработке нового модельного ряда автомобилей, которые на тот момент
требовались народному хозяйству и простому советскому гражданину. Уже с начала
1946 г
на конвейер был поставлен самый массовый советский грузовик - ГАЗ-51, практически
за четверть столетия, завод произвел около 3,5 млн. автомобилей этой марки.
Следующим обновлением стала машина, олицетворение еще одной эпохи советского
предприятия - Победа ГАЗ-20, мощность которой составляла 50 лошадей, а
максимальная скорость достигала 105 км/ч.
1956 г
же для Горьковского автозавода стал началом рождения новой серии авто, на свет
появилась так называемая родоначальница Волжской династии - ГАЗ-21
"Волга". Новинки компании и ее стабильное развитие было отмечено на
международной выставке в Брюсселе, в 1958 г, где автомобили производства ГАЗ
завоевали несколько Гран-при. В 1959
г завод презентовал машину премиум-класса - ГАЗ-13
"Чайка", мощность которой достигала 150 лошадиных сил, дальнейшие
модификации доходили и до 220
л.с.
1969 г.
осваивается новая "Волга" - ГАЗ-24.
Вообще следует сказать, что обладание таким автомобилем автоматически
переводило его в высший класс советского общества. Эта марка стала одной из самых популярных в союзе, и
выпускалась даже после его развала, вплоть до 1993 г., всего их было
выпущено около 1,5 млн.
ГАЗ в условиях российского атвопрома:
Кризис и перспективы на будущее
После
распада Советского Союза всю российскую экономику постиг глубокий системный
кризис. Предприятие ГАЗ было преобразовано в открытое акционерное общество. Несмотря на сложности приспособления к рыночной экономике, компания пыталась
продолжать свое развитие. В 1994
г в свет выходит полуторатонный грузовик, не имеющий
аналогов в стране. В 1996 г
расширяется семейство автомобилей "Волга", выходит новый автомобиль -
ГАЗ-3110.
21
век для компании стал временем тяжелых испытаний, несмотря на постоянные попытки
модернизации, сегмент иномарок в России стал занимать все больший и больший
процент, кроме того, немалую роль играла и конкуренции внутреннего рынка. Даже
несмотря на то, что некоторые представители модельного ряда оснащались
двигателями Крайслер, это уже не играло принципиальной роли.
Кризис
сбыта был на лицо. В конце 2008-начале 2009 гг ГАЗ вынужден был несколько
раз останавливать конвейер. Большие долговые обязательства сподвигли
правительство РФ оказать помощь одному из старейших заводов страны терпящего
бедствие. Также был принят ряд антикризисных мер, в частности, были проведены
сокращения рабочих мест.
В
конечном итоге, для преодоления кризисных явлений ГАЗ пошел по пути,
традиционному для крупных автоконцернов в такой ситуации, а именно расширении
сотрудничества со своими более крупными и успешными коллегами по цеху. Здесь,
конечно же, речь идет о предприятиях западных мировых брендов.
23
декабря 2010 г
автоконцерн Даймлер и ГАЗ заключили договор о начале совместного производства коммерческих авто Мерседес-бенц Спринтер,
выпуск этого малотоннажного грузового авто начался в 2011 г. По договору с
амеркианским гигантом Дженерал Моторс, с 2012 г. на мощностях ГАЗ начали собираться
Шевроле Авео.
Еще
одним успешным событием для предприятия стало подписание соглашения с Фольксваген о
производстве на мощностях завода ряда марок авто, правом на которые обладает
немецкий атвогигант, в частности Фольксваген джетта и Шкода йети и октавиа.
Также на заводе внедряются и новинки собственного производства, в частности 9 апреля была
представлена новая Газель - Некст.
В
целом, есть основания полагать, что активные антикризисные меры, предпринимаемые
совместно руководством компании и государством, способны сначала удержать компанию
на плаву, а потом, возможно, и вдохнуть в нее новую жизнь.