Начиная с момента впрыскивания топливной смеси в цилиндр и до момента ее полного сгорания, в разные моменты времени температура, давление в цилиндре, интенсивность и характер тепловыделения изменяются. Именно исходя из этих характеристик, весь процесс горения условно разделяется на четыре фазы.
Фаза №1
Когда поршень начинает приближаться к верхней мертвой точке,
а угол опережения подачи топливной смеси находится на 25 градусах поворота
коленвала, происходит впрыск горючей смеси. Когда струя топлива под большим
давлением выходит из форсунки, она разбивается о плотный слой воздуха на очень
маленькие капли и образует факел распыления. Завихрения, которые при этом
образовываются, очень сильно влияют на развитие этого факела. В таком факеле
концентрация топлива изменяется по длине и поперечному сечению. Наиболее мелкие
капли находятся на периферии, а крупные в ядре факела. Таким образом, период
задержки воспламенения определяется временем распада струи на капли,
продвижением этих капель по камере сгорания, смешения топлива с воздухом,
прогрева, а также временем скорости химических реакций.
Факторы, влияющие на длительность первой фазы:
- Воспламеняемость топливной смеси. Данная характеристика зависит от цетанового числа, чем оно выше, тем лучше воспламеняется топливо.
- Температура и давление воздушного заряда. С увеличением температуры и давления, тем уменьшается период задержки.
- Камера сгорания. Зависимо от типа цилиндра, топливо будет по разному распространяться по пристеночной зоне и объему воздуха, а это напрямую будет влиять на период задержки, также в зависимости от материала из которого изготовлена камера сгорания будет меняться и температура стенок цилиндра.
- Интенсивность движения заряда в объеме камеры сгорания. Увеличивая интенсивность движения, можно незначительно сократить время задержки воспламенения топливной смеси.
- Тип распыляющей форсунки. При использовании форсунки закрытого типа, период задержки сокращается. Разделенная камера сгорания имеет основную и вспомогательную полость, которые соединяются горловиной. В наши дни преимущество отдается вихревым камерам сгорания. Камеры сгорания разделенного типа обеспечивают лучшее сгорание топливной смеси и более мягкую работу, за счет короткого периода задержки воспламенения.
- Нагрузка. Чем больше нагрузка, тем больше давление и уровень температуры цикла, поэтому тепловой режим двигателя повышается, а период задержки возгорания уменьшается.
- Скорость вращения коленвала. Чем выше скорость вращения коленвала, тем лучше смесь распыляется по камере сгорания, также возрастает давление и уровень температуры конца сжатия. Благодаря этому сокращается время задержки, особенно в дизельных двигателях с разделенной камерой сгорания.
Фаза №2
Данная фаза включает в себя два процесса: самовоспламенение,
а также быстрое горение. В начале сгорают те слои смеси воздуха и топлива,
которые уже хорошо перемешались между собой. Во время этого процесса пламя
очень быстро распространяется, а значит и давление резко возрастает, что в
некоторых случаях способствует образованию ударной волны, но эти волны не
вызывают детонацию, как это происходит в карбюраторном двигателе. После того,
как хорошо перемешанная смесь полностью сгорит, воспламенение продолжится в
зонах с более неравномерной структурой смеси. В ходе второй фазы выделяется
почти половина всей теплоты. Рабочее тело разогревается до 1700 К, а давление
достигает 8-9 МПа, а при использовании наддува может достигать 12 МПа. Вторая
фаза длится 0,9-1,6 мс.
Факторы, влияющие на развитие второй фазы:
- Количество топлива, которое прошло предпламенную подготовку. Чем мельче распыление и больше подача горючей смеси, тем больше тепла будет выделяться.
- Тип цилиндра. Влияние конструкции камеры сгорания на первый этап горения влияет и на развитие второй фазы, потому как количество смеси готовой к воспламенению зависит от первой фазы.
- Величина нагрузки. Чем меньше нагрузка, тем короче становится вторая фаза горения, потому как количество впрыскиваемого топлива и время подачи смеси уменьшается.
- Скорость вращения коленвала. Чем выше скорость вращения коленвала, тем лучше качество распыления и меньше период впрыска, температура и давление заряда становятся больше. Все эти факторы приводят к сокращению периода второй фазы.
Фаза № 3
Данная фаза отличается тем, что давление изменяется плавно.
Начинается эта фаза сразу после окончания второй, а заканчивается при
достижении максимального уровня средней температуры газов в камере сгорания. В
начале третьей фазы вся смесь, которая не сгорела во время предыдущих
периодов, находится в виде сгустков паров или капель. Эти сгустки оказываются
отделенными от зон с кислородом или продуктами горения. Из-за этого капли
топлива под воздействием высокой температуры разлагаются (крекинг), образуя
частички углерода - сажи, которая на
выпуске вместе с выхлопными газами создает сильное дымление. Объем камеры увеличивается,
и горение продолжается, но давление начинает плавно понижаться. В течение
третьей фазы выделяется четверть теплоты, поэтому температура все еще
повышается и достигает, под конец 2200 К. Длится третий период 1-2 мс.
На течение третьей фазы оказывают влияние следующие факторы:
- Количество топлива и качество распыления. Чем меньше топливной смеси попало в камеру сгорания до начала третьего периода, тем меньшее количество теплоты выделится.
- Скорость распространения заряда воздуха. Чем выше скорость, тем больше тепловыделение, но скорость не должна превышать определенный максимум. При сильных завихрениях количество выделяемой теплоты будет уменьшаться.
- Скорость вращения коленвала. Чем выше скорость, тем лучше распыление и меньшая продолжительность третьего периода.
Фаза №4
После достижения максимальной температуры, начинается
процесс догорания. Во время данного
периода, догорает топливо, которое не успело сгореть в предыдущей фазе и
происходит это при недостатке кислорода, потому как большее его количество уже
использовано. При полной нагрузке, за время четвертого периода, выделяется
около 25% теплоты. В итоге, общее количество тепла составляет 95%, остальная
энергия теряется из-за неполного сгорания топливной смеси. Длительность
четвертого периода составляет 4-5 мс.
Факторы, влияющие на развитие четвертого периода:
- Турбулентная подвижность заряда, которая улучшает контакт воздуха и топлива, а значит и стимулирует процесс догорания.
- Качество распыления топливной смеси. С увеличением диаметра капель, увеличивается время догорания. Нечеткая отсечка топлива и низкое давление в конце впрыска очень сильно понижают выделение тепла и вызывают закоксовывание форсунок.
- Степень прогрева двигателя. Время догорания увеличивается, если топливо попадает на холодные стенки камеры сгорания.
- Наддув. При использовании наддува количество подаваемой топливной смеси увеличивается, путем затяжного впрыска, поэтому время догорания возрастает.